Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью , 7-9 классы
Рабочие учебные программы (далее программы)
для VII—IX классов составлены в соответствии с Программой специальных
(коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной
Министерством образования РФ, Москва «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой,
учебным планом Центра на 2021-2022 учебный год,
составленного в соответствии с Базисным учебным планом для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) (Приказ
Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»), Федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях.
Программы определяют содержание предметов и
коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.
Представлены программы по общеобразовательным
предметам:
—русский язык, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи;
—природоведение;
—математика;
—биология: неживая
природа, растения, человек;
—география: начальный
курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и
океанов, география России, география своей местности, элементарная астрономия;
—история Отечества;
—обществознание;
—изобразительное искусство;
—физическая культура.
Коррекционный блок представлен
программой по социально-бытовой ориентировке (СБО).
Коррекционные и групповые занятия
проводятся по индивидуальным планам.
Программы учитывают особенности
познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Они
направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое,
эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь
того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации.
Содержание обучения по всем
учебным предметам имеет практическую направленность. Школа Центра готовит
своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую
деятельность в условиях современного производства.
В программах принцип
коррекционной направленности обучения
является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого,
физического развития и нравственного воспитания детей с нарушением
интеллекта в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое
внимание обращено на коррекцию
имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию
всей личности в целом.
Обучение учащихся с нарушениями
интеллектуального развития носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка
затрудняет решение задач воспитания,
но не снимает их. При отборе программного учебного материла, учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам
стать полезными членами общества.
На каждую дисциплину отведено количество часов
в соответствие с учебным планом Центра. На
каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на
незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы
представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь
15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно
овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые
трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для
таких
детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и
запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на
самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Объяснительные записки к программам по всем
предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и
методам организации учебного процесса. В рабочих учебных программах сформулированы
основные требования к знаниям и умениям учащихся 7-9 классов Центра.