Рабочие программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью, 5-6 классы (Восстановлен)
Рабочие учебные программы (далее программы) для V -VI
классов составлены в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 года № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), одобренной решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), учебным планом Центра, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Задачами реализации программы
являются:
― формирование мотивационного компонента
учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных
действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый
план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и
оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной
цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав
базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие
учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых
учебных действий с содержанием учебных предметов.
Программы определяют содержание предметов и
коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.
Представлены программы по общеобразовательным
предметам:
—русский язык, чтение (Литературное
чтение);
—математика;
—природоведение;
—основы социальной жизни;
—изобразительное искусство;
—музыка;
—физическая культура.
Коррекционные и групповые занятия проводятся по индивидуальным планам.
Программа формирования базовых
учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в
процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к
личностным и предметным результатам освоения АОП. Программа формирования БУД
реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе
деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать
коррекционно-развивающий потенциал образо¬вания школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это
элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых
обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной
отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает
самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях.
БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и
обучающегося. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с
умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы
формирования БУД состоит в формировании
основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к
самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного
труда.
Программы учитывают особенности
познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Они направлены на
разностороннее развитие
личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал,
помогающий учащимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации.
В
программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого,
физического развития и нравственного воспитания детей с нарушением
интеллекта в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое
внимание обращено на коррекцию
имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию
всей личности в целом.
Обучение
учащихся с
нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер. Аномальное
состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла, учтена необходимость формирования таких
черт характера и всей личности в
целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
На каждую дисциплину отведено количество
часов в соответствие с учебным планом
Центра. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться,
уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся с нарушением интеллекта представляют собой весьма разнородную группу
детей по сложности дефекта. Лишь 15-20%
от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно
овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые
трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для
таких
детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и
запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на
самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Объяснительные записки к программам по всем
предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и
методам организации учебного процесса. В рабочих учебных программах сформулированы
основные требования к знаниям и умениям учащихся 5,6 классов Центра.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является
обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения
этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству
учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии
и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Чем
больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности
целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками
типа:
Ø «удовлетворительно»
(зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
Ø «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
Ø «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.