1. Общие положения 1.1. Программа пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда обучающихся в ГБОУ РД «Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им. У. М. Муртузалиевой» (далее Программа) разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»; - Адаптированной общеобразовательной программы Центра 2. Цель программы 2.1. Цель программы – создание и реализация условий для оздоровления участников образовательного процесса, пропаганды здорового образа жизни и охраны труда обучающихся в ГБОУ РД «Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им. У. М. Муртузалиевой» (далее Центр). 3. Задачи программы 3.1. Усилить внимание в учебно-воспитательном процессе к вопросам здорового образа жизни, профилактики заболеваний. 3.2. Внедрять в образовательный процесс механизмы программы по формированию ценностного отношения к здоровью, культуре здорового образа жизни, мотивации к активному сохранению и укреплению личного и общественного здоровья, совершенствовать учебно-методическую базу, направленную на формирование здорового и безопасного образа жизни. 3.3. Создать и совершенствовать здоровьесберегающие условия обучения, труда, отдыха, расширить профилактическое медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников Центра. 3.4. Совершенствовать развитие физической культуры и спорта по организации и проведению спортивных соревнований, спартакиад, спортивных праздников, дней здоровья в Центре. 2 3.5. Развивать внеучебную и воспитательную работу по повышению мотивации к здоровому образу жизни, оздоровлению, социальной и творческой активности обучающихся путѐм приобщения их к творческому процессу с возможностью приобретения ими профессиональных навыков, для дальнейшей самореализации обучающихся и воспитанников Центра. 3.6. Проводить социологические опросы (исследования), посвященные вопросам повышения мотивации к здоровому образу жизни, профилактике заболеваний и охране труда обучающихся и воспитанников Центра. 4. Структура программы 4.1. Структура программы включает в себя следующие мероприятия (виды деятельности): - организационные мероприятия (мероприятия по практической реализации задач); - мероприятия по реализации программы развития Центра (совершенствование организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; информационное, нормативно-правовое и кадровое обеспечение здоровьеформирующей деятельности; формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни; укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта); - организация комплексной психологической и психофизиологической диагностики показателей адаптации обучающихся; - социологические исследования по изучению и анализу здорового образа жизни субъектов образовательного процесса Центра; - ожидаемые итоги реализации программы. 3 5. Содержание программы Вид деятельности Ответственные исполнители 1. Внедрение программы обучения обучающихся Директор Центра, вопросам здорового образа жизни, профилактики заместители заболеваний и охраны труда директора Центра 2. Совершенствование медицинского обеспечения: Заместитель 2.1. Совершенствование профилактической и директора Центра консультативной помощи обучающимся, по медицинской оказываемых школьным врачом части 3. Профилактика социально-негативных явлений в школьной среде, пропаганда здорового образа жизни и охраны труда: 3.1. Контроль над исполнением обучающимися Федерального закона Российской Федерации от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; 3.2. Разработка комплексных мероприятий, направленных на профилактику наркомании, ВИЧинфекции, табакокурения, алкоголизма; 3.3. Подготовка старшеклассников по продвижению здоровьесберегающих технологий; 3.4. Проведение информационной кампании по пропаганде здорового образа жизни и охране труда в Центре, в том числе через официальный сайт Центра, на тематических классных часах, неделях, декадах открытых занятий и др.. 4 Заместители директора по УВР, классные руководители. 4. Физкультурно-оздоровительная и спортивноЗаместитель массовая работа (согласно плану): директора по УВР, завхоз, 4.1. Функционирование спортивных и классные оздоровительных секций, повышение качества руководители, учебно-тренировочного процесса существующих учителя секций; физической 4.2. Проведение внутришкольных физкультурнокультуры, оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди обучающихся и воспитанников Центра; 4.3. Подготовка сборных команд по видам спорта для участия в соревнованиях различного уровня, повышение спортивных результатов; 4.4. Проведение международных детских спортивных соревнований на базе Центра; 4.5. Пропаганда спорта путем посещения спортивных соревнований различных уровней; 4.6. Развитие материально-технической базы физической культуры и спорта Центра. 5. Обеспечение безопасных условий обучения и Директор Центра, быта: завхоз 5.1. Проведение совещаний по проблеме безопасности и охраны здоровья; 5.2. Проведение ремонта зданий и помещений Центра в соответствии с планом. 6. Создание условий для обеспечения обучающихся и воспитанников Центра полноценным питанием: 6.1. Модернизация материально-технической базы, применяемой для организации питания; 6.2. Организация безопасных условий питания в помещениях Центра в соответствии с СанПиН. Заместитель директора Центра, заместитель директора Центра по медицинской части, общешкольный родительский комитет (по согласованию) 7. Информационная работа: Заместитель 7.1. Подготовка и распространение информационных материалов по пропаганде здорового образа жизни и директора Центра по УМР, охраны труда; заместители 7.2. Размещение информации, касающейся директора по УВР оздоровления обучающихся на сайте Центра. 5 8. Проведение мониторинга (социологических опросов, исследований) по выявлению факторов риска у обучающихся и воспитанников Центра для обоснования мер профилактики: 8.1. Проведение опросов и исследований по оценке влияния условий обучения обучающихся на уровень адаптации и работоспособности; 8.2. Проведение опросов и исследований по оценке влияния питания обучающихся и воспитанниковна уровень их здоровья и развитие алиментарнозависимых заболеваний. Заместители директора по УВР, Заместитель директора Центра по медицинской части, классные руководители 6. Ожидаемые итоги реализации программы 6.1. Совершенствование материально-технической базы физической культуры и спорта с целью оптимизации двигательной активности, как фактора сохранения и укрепления здоровья. 6.2. Увеличение количества обучающихся, физической культурой и спортом. регулярно занимающихся 6.3. Оздоровление обучающихся средствами физической культуры и спорта. 6.4. Пропаганда здорового образа жизни и охраны труда. 6.5. Снижение уровня заболеваемости обучающихся и воспитанников Центра. 6.6. Увеличение количества обучающихся и воспитанников Центра с удовлетворительной адаптацией, уменьшение числа лиц с неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптации. 6.7. Проведение диспансеризации и мониторинга физического состояния обучающихся и воспитанников Центра. 6.8. Совершенствование базы комплексной медико-социальной и психологофизиологической диагностики и осуществление постоянного мониторинга за сохранением здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса. 6.9. Совершенствование системы информационного обеспечения популяризации занятий физической культурой и спортом в Центре. и 6.10. Повышение уровня знаний обучающихся и воспитанников Центра по вопросам сохранения и укрепления здоровья и охране труда. 6.11. Создание эффективно функционирующей мобильной системы формирования здорового образа жизни, обеспечивающей воспитание 6 профессионально-компетентной, социально-активной, устойчивой, психически и физически здоровой личности. нравственно 6.13. Формирование осознанного и ответственного отношения субъектов образовательного пространства Центра к здоровью, устойчивой ориентации на самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и охрану труда. 6.14. Повышение здоровьесберегающей активности, эффективности учебной и трудовой деятельности. 6.15. Совершенствование механизма устойчивой системы профессиональной ориентации в Центре, оперативно реагирующей на актуальные и перспективные потребности российского рынка труда по подготовке квалифицированных кадров на основе психолого-педагогического и гигиенического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. 7