Детский сад «Улыбка» реализует общеобразовательную программу составленную
на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в
соответствии с ФГОС: Мозаика-Синтез, 2014г. (Разработана на основе ФГОС ДО и
предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для
формирования основных образовательных программ.) и ПАООП ДО.
Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню
методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу
«Дошкольное воспитание».
Учебный план детского сада «Улыбка» соответствует Уставу РЦСТАиП,
общеобразовательной и парциальным программам, обеспечивая выполнение «Временных
(примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в
ДО», гарантирует ребенку получение комплекса образовательных и обеспечивает
реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в части коррекции их развития
специалистами детского сада и воспитателями в части деятельности, общей для всех
воспитанников группы. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников.
Коррекционно-развивающие занятия специалистов детского сада не входят в
учебный план, так как количество занятий и состав групп определяется по потребности.
Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы
учебного плана. Индивидуальные занятия не включены в план, т.к. проводятся по
индивидуальному графику в соответствии с Маршрутами индивидуального развития
ребенка с ОВЗ и(или) реабилитационной программой ребенка – инвалида. Подгруппы
формируются на основе анализа диагностических данных, на основе сходства проблем.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от
общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной
программы дошкольного образования).
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на
образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей.
Каждая образовательная область включает в себя следующие направления:
1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация,
развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе;
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ
безопасности.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных
математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности;
ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром;
ознакомление с миром природы.
3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная
литература.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к
искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность;
музыкальная деятельность.
5. Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни; физическая культура.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
"Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное
развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Развитие речи» входят в расписание
организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной
части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах
деятельности и отражены в календарном планирование.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-- принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых
формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников;
принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности;
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных
особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Количество и продолжительность непрерывной организованной образовательной
деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и
требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности:
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на организованную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами
организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность
составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Образовательный процесс в детском саду осуществляется в трех направлениях:
организованная образовательная деятельность;
совместная деятельность воспитателя и ребенка, строящаяся в непринужденной
партнерской форме;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Форма организации занятий индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация
жизнедеятельности
детского
сада
предусматривает,
как
организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения, кружки) формы
детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.
Парциальные
программы являются
дополнением
к
Примерной
основной
общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и составляют не более 40%
от общей учебной нагрузки.
Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса детского сада, обеспечивает вариативность
образования, отражает приоритетное направление деятельности детского сада
и
расширение области образовательных услуг для воспитанников, имеющих отклонения в
развитии.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия.
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ОПЕРАЦИЮ ПО КОХЛЕАРНОЙ
ИМПЛАНТАЦИИ от 02.06.2020. Протокол № 2/20
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГРУПП ДЕТЕЙ РАННЕГО И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА от 02.06.2020. Протокол № 2/20
Для детей с нарушением интеллекта программа для учреждений компенсирующего вида
«Коррекционно - развивающее обучение и воспитание» авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Структура учебного плана состоит из основной, вариативной части. Режим дня гибкий,
ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация
жизнедеятельности детского сада предусматривает, как организованные педагогами (ООД,
развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и совместную деятельность педагога и
детей и самостоятельную деятельность детей.
Образователь-е
области
Базовый
Вторая
младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
3
(1зан. на
воздухе)
1
3
(1зан. на
воздухе)
1
3
(1зан. на
воздухе)
1
3
(1зан. на воздухе)
Ознакомление
с
окружающим
1
1
2
2
Развитие речи
Развитие
речи
1
1
1
2
Художественное
творчество
Рисование
1
1
2
2
Лепка
1
(1 раз в две
недели)
1
(1 раз в две
недели)
1
(1 раз в две
недели)
1
(1 раз в две недели)
Физическая
культура
Познание.
Формирование
элементарных
математических
представлений
Познание.
Формирование
целостной
картины мира,
расширение
кругозора
Образов-ые
Компоненты
компонент
Физическая
культура
2
Математика
Аппликация
Музыка
Музыка
Недельная
образовательная
нагрузка
Количество
занятий в неделю
Длительность
занятия
Часть,
формируемая
участниками
образовательного
процесса
1
(1 раз в две
недели)
1
(1 раз в две
недели)
1
(1 раз в две
недели)
1
(1 раз в две недели)
2
2
2
2
10
11
13
14
15
мин
20
мин
25
мин
30
мин
кружковая
работа
кружковая
работа
Кружковая
работа
Кружковая работа
1
15
мин
11
1
20
мин
12
2
25
мин
15
2
Количество ООД
в неделю
30
мин
16
Примечания:
В учебном плане указано количество часов в неделю по каждому направлению
развития детей;
Утренняя гимнастика – ежедневно, продолжительность от 5 до 7 мин;
Гимнастика после сна, продолжительность до 5 минут, ежедневно;
Организация деятельности по коррекции развития детей с ОВЗ проводиться по
индивидуальному плану и в индивидуальном порядке в течение 15-20 минут
специалистами в первой половине дня.